Вторник, 16.04.2024, 09:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"  
 

flash">
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методика

 "Педагогические  технологии в учреждении дополнительного  образования детей".

(материал разработан руководителем объединения "Город Мстеров",  педагогом дополнительного образования высшей категории  Ансифоровой Галиной Юрьевной)

Понятие «технология» (от греческого techne – искусство, мастерство, умение и logos – учение)  В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

            По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей .

Три основных аспекта педагогической технологии:

  1. концептуальная основа;

  2. содержательная часть ;

§ цели обучения (общие и конкретные)

§ содержание учебного материала

  1. процессуальная часть (описание технологического процесса);

  • организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

  • диагностика учебного процесса.

Основные качества современных педагогических технологий:

  • Каждая педагогическая технология должна опираться па научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

  • Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

К числу современных образовательных и воспитательных технологий можно отнести:

*личностно-ориентированное обучение;*технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

*технологию проблемного обучения;*проектные методы обучения;*игровые технологии;

*технологию обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа);*Тренинг общения

*Шоу – технологии. *технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;

*информационно-коммуникационные технологии; *здоровьесберегающую технологию;

* развитие критического мышления и другие.

Одной из ведущих технологий , активно применяемых в нашем Дворце творчества явлется «Метод проектов»

авторы Джон Дьюи и Уильям Килпатрик

 Цель:направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на четко заданный результат, который достигается путем решения теоретической или практически значимой проблемы.

Типы проектов по принципу деятельности: Исследовательские, творческие, ролевые, игровые ,ознакомительно – информационные, практико – ориентированные

Этапы проектной деятельности: подготовительный, аналитический, практический, презентационный, контрольный

Проект

  • наличие продукта деятельности

  • результат ожидаем;

  • практикоориентированное знание;

  • носит ситуативный характер;

  • прогнозирование детерменированно;

  • как правило, выполняется группой;

  • движущая сила – решение проблемы

  • ЦЕЛЬ - РЕЗУЛЬТАТ

Проектная технология признана ведущей технологией в реализации деятельностного подхода , является средством формирования, развития и оценки метапредметных результатов образования (всех универсальных учебных действий) и общих компетенций; позволяет построить принципиально отличную от традиционной систему обучения, основанную на проектно-командной работе
 

материал представлен методистом и педагогом дополнительного образования высшей категории Пархоменко Антониной Николаевной

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО 

 

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается блок игр и упражнений, направленных на сплочение детского коллектива. Особенно актуален данный материал для педагогов, имеющих группы 1года обучения

Игры и упражнения на знакомство

 
Имена - это важно (15 минут)

Это широко распространенное упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинестетической памяти.

Материалы: несколько мягких игрушек или разноцветых мячиков.
Группа встает в круг.
Объявите, что приглашаете группу к участию в ритуале, который совершают при приветствии жители тропических островов.
Игру начинаете Вы. Поднимите выбранный для игры предмет (игрушку или мяч) над головой и громко назовите свое имя. Затем передайте предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и передать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает игрушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у Вас в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении. Снова громко произнесите свое имя и передайте предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.
Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начните' первым: установив визуальный контакт с одним из участников, громко назовите его по имени и бросьте ему игрушку. Поймавший продолжает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не побывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.
Теперь Вы приглашаете группу к следующей фазе упражнения. Попросите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь при этом к нему по имени. Например: "Большое спасибо, Мария". Но при этом может произойти так, что участнику передает игрушку человек, чье имя он еще не запомнил. В этом случае игрок говорит: "Большое спасибо..." и ждет, что "неизвестный" ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.
На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в зависимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила игры соблюдались. Единственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предметы и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе создается атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.
Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего назвать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предложите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-нибудь теперь назвать все имена.
После этого Вы можете пригласить группу на "коктейль". Возьмите в левую руку воображаемый стакан, а правую протяните соседу для рукопожатия и скажите следующее: "Паулина, я очень рад, что ты здесь". Затем перейдите к следующему участнику. Пригласите группу принять участие в этой воображаемой вечеринке, приветствуя других гостей рукопожатием или объятиями. Через несколько минут между участниками должна завязаться самостоятельная беседа, которая будет свидетельствовать о том, что группу удалось расшевелить.

Встреча (15 минут)

Чувства, проявляемые участниками при встрече друг с другом, очень важны, ведь по ним Вы можете судить о настроении, в котором каждый отдельный участник и группа в целом начинают занятие.
Группа становится в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое отношение к собственному имени в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа пытается догадаться,, какое чувство сейчас хотел выразить выступавший.
Проследите за тем, чтобы каждый участник называл свое имя не менее трех раз, выражая свои чувства тремя различными способами соответственно.

Шанхайцы (15 минут)

Это упражнение подходит для использования в группе, участники которой еще не знакомы друг с другом. Оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом участники могут познакомиться без смущения, рассказать о себе и запомнить друг друга по именам.

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это упражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей пополняли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть "шанхайцами". Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упражнения будет особенно важной.

Материалы:
Вам потребуется веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу, Обычно это несколько метров.
Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится "спираль", которую Вы плотно обматываете веревкой. Лучше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья "спирали" почувствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.
Теперь объясните группе задание: в этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен представиться и рассказать о себе что-нибудь необычное.
Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лестниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.
Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмотря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что . будет говорить каждый из них.
После того как задание выполнено, все "освобожденные" возвращаются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

Замечания:
Выберите такой маршрут движения, чтобы группа сочла его преодоление своим достижением. Проследите за тем, чтобы участники в тяжелой обуви не наступали на ноги другим. Если Вы хотите сделать задание более сложным или смешным, предложите группе в начале и в конце движения садиться на корточки., Правда, здесь все зависит от физических возможностей участников.

Измерим друг друга (20 минут)
Микрогруппы выстраиваются в ряд по следующим критериям:
по количеству братьев и сестер у каждого,
по числу видимых пуговиц на одежде,
по ширине улыбки,
по размеру обуви,
по длине волос,
по длине большого пальца руки (от второго сустава до кончика пальца),
по росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх),
по наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками.
Поделите участников на две команды по десять-двенадцать человек.
Объясните правила: например, команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества - позади.
Когда команда решит, что стоит правильно, ее участники должны встать руки по швам и крикнуть: "Сделано!" Прежде чем Вы объявите новый критерий построения, дайте построиться оставшейся команде. Проверьте, действительно ли первая команда построилась правильно.

Замечания Это упражнение дает возможность участникам хорошо познакомиться и сблизиться, координируя свои действия в команде.

Тройки (30 минут)

Это упражнение хорошо использовать на начальных этапах работы в группе. Сначала все участники разбиваются на подгруппы по трое; знакомятся между собой в этих подгруппах, а на последнем этапе образуют общий круг.
Попросите группу разбиться на микрогруппы по три человека в каждой. Предложите участникам выбрать себе в партнеры кого-нибудь из тех, кого они не знают, но с кем хотели бы познакомиться поближе. Затем на протяжении пяти минут каждый участник рассказывает двум своим партнерам о себе.  
После того как каждый в тройке рассказал о себе, еще пять минут все трое обсуждают существующие между ними сходства и различия.
Затем каждый участник получает прозвище, например, "Карл Смелый". Эти прозвища придумываются в тройках и должны подчеркивать лучшие качества участников (3 минуты).
Теперь все опять смешиваются в одну группу и становятся в круг. Все участники поочередно делают шаг вперед, объявляют свое прозвище и представляют небольшую импровизацию или танец. Остальные участники группы хором повторяют прозвища и воспроизводят увиденные движения.